AUTO-KOR.RU
Сайт о техническом обслуживании, ремонте и обеспечении запчастями автомобилей daewoo и chevrolet hyundai
  Главная   |   Сервисы   |   Сhevrolet   |   Daewoo   |   Hyundai   |   Карта сайта  

Ремонт генератора

Перед ремонтом генератора необходимо провести его проверку на стенде (рис. 159). При этом у проверяемого генератора щетки должны быть хорошо притерты к контактным кольцам коллектора, а сами кольца чистыми.

Рис. 159. Схема соединений для проверки генератора на стенде: 1 — резисторы  (по 100 Ом, 2 Вт), 2 — контрольные лампы, 3 — генератор 4 — вольтметр, 5 — реостат, 6 — амперметр, 7 — выключатель, 8 — аккумуляторная батарея.

Включив электродвигатель стенда, реостатом 5 следует установить напряжение на выходе генератора 13 В и довести частоту вращения ротора до 5000 мин-1; дать генератору поработать в этом режиме не менее 2 мин и замерить ток отдачи; у исправного генератора он должен быть не менее 55 А.

Напряжение на выходе генератора проверяют при частоте вращения ротора 5000 мин-1. Реостатом 5 устанавливают ток отдачи 15 А и замеряют напряжение на выходе генератора; оно должно быть (14,1 ±0,5) В при температуре окружающего воздуха и генератора (25 ±10) °С.

Если замеренные величины тока и напряжения не укладываются в указанные, необходимо тщательно проверить обмотки, вентили и регулятор напряжения.

Разборку генераторов надо производить (с учетом их конструкции) примерно в таком порядке:

  • отсоединить провод от штекера «В» регулятора напряжения и провода регулятора и конденсатора от клеммы «30» — вывода 9 генератора (см. рис. 39); отвернуть винты и снять регулятор 12 в сборе со щеткодержателем и конденсатор 7;
  • отвернуть гайки стяжных болтов и снять крышку 19 генератора вместе с ротором и шкивом; затем зажать ротор в тисках, отвернуть гайку шкива и съемником снять шкив с вала ротора, вынуть из паза на валу сегментную шпонку и снять крышку;
  • отвернуть гайки винтов, соединяющих наконечники вентилей с выводами обмотки статора, и извлечь статор 21 из крышки 1 генератора;
  • отвернуть гайку контактного болта, отсоединить от колодки штекер провода дополнительных диодов и снять выпрямительный блок 2.

После разборки металлические детали генератора необходимо промыть в керосине или бензине и просушить. Детали с изолироваными обмотками протирают концами, смоченными в чистом бензине, и просушивают. При проверке вала якоря в центрах надо учитывать, что допустимое биение по диаметру сердечника не должно быть более 0,1 мм. Шейки вала якоря с износом более 0,5 мм восстанавливают хромированием, железнением или металлизацией. Для этого вал выпрессовывают из якоря, подготовив шейки, их шлифуют под номинальный размер и запрессовывают вал в якорь.

При проверке статора необходимо осмотреть обмотку и промерить с помощью омметра сопротивление обмоток фаз. Если статорная обмотка исправна, сопротивление обмоток всех фаз должно быть одинаковым (разница не более 10%). Затем проверяют с помощью омметра сопротивление катушки ротора: при отсутствии замыкания или обрыва сопротивление катушки, замеренное между контактными кольцами, должно быть (3,7 ± 0,18) Ом (для автомобиля «Москвич»). Проверяют также состояние щеточного узла генератора и легкость перемещения щеток в щеткодержателе, а также износ щеток, выступание которых из щеткодержателя должно быть не менее чем на 5 мм.

Упругость пружин контролируют с помощью пружинного или рычажного динамометра. Постановка пружин с меньшей против указанной в ТУ упругостью приводит к вибрации щеток и повышенному износу коллектора. Щетки каждого генератора должны соответствовать данной марке, свободно перемещаться в корпусе щеткодержателя и прилегать всей поверхностью к коллектору или контактным кольцам.

Если при осмотре контактных колец ротора обнаружено, что они загрязнены, имеют следы подгорания и неравномерного изнашивания по ширине, то их необходимо зачистить мелкой стеклянной шкуркой зернистостью 80 или 100, для чего ротор закрепляют за фланец передней крышки в тисках и, плавно поворачивая, зачищают его кольца.

Подшипники в случае заедания или сильного шума заменяют. Подшипник в крышку запрессовывается на прессе и затем зажимается двумя шайбами, стянутыми винтами с гайками. После затягивания гаек концы винтов раскернивают.

При замене подшипника ротора со стороны контактных колец необходимо одновременно заменять и крышку, так как если подшипник поврежден, то повреждается и гнездо в крышке. Подшипник снимается съемником и запрессовывается на прессе.

Снятый с генератора, регулятор напряжения проверяют по схеме, приведенной на рис. 160. Его лучше проверять в сборе со щеткодержателем, так как при этом можно сразу обнаружить обрывы выводов щеток и плохой контакт между выводами регулятора напряжения и щеткодержателя.

Рис. 160. Схема для проверки регулятора напряжения: 1 — аккумуляторная батарея, 2 — регулятор напряжения, 3 — контрольная лампа.

Между щетками включается лампа 1...3 Вт, 12 В. К выводам «Б», «В» и к массе регулятора (см. рис. 39) присоединяют источник питания сначала напряжением 12 В, а затем напряжением 15...16 В. Если регулятор исправен, то в первом случае лампа должна гореть, а во втором — гаснуть. Если лампа горит в обоих случаях, то или в регуляторе есть обрыв, или нет контакта между щетками и выводами регулятора напряжения.

Проверку исправности выпрямительного блока можно проводить как на снятом и разобранном генераторе, так и непосредственно на автомобиле. Для этого необходимо отсоединить провода от аккумуляторной батареи и генератора, а также вывод «Б» регулятора от клеммы «30» генератора и провод от вывода «В» регулятора напряжения. Проверить блок можно омметром или с помощью лампы (1...5 Вт, 12 В) и аккумуляторной батареи, как показано на рис. 161.

Рис. 161. Схемы для проверки вентилей выпрямителя: 1 — аккумуляторная батарея, 2 — контрольная лампа, 3 — генератор; I — проверка одновременно положительных и отрицательных вентилей, II — проверка отрицательных вентилей, III — проверка положительных вентилей.

Исправный вентиль пропускает ток только в одном направлении, неисправный может или вообще не пропускать ток (при обрыве цепи), или пропускать ток в обоих направлениях (при коротком замыкании).

В случаях повреждения одного из вентилей выпрямителя необходимо заменять выпрямительный блок целиком.

Для упрощения крепления деталей выпрямителя три вентиля имеют на корпусе «плюс» выпрямительного напряжения. Это вентили положительные, они запрессованы в одну пластину выпрямительного блока, соединенную с выводом «30» генератора (см. рис. 39). Другие три вентиля (отрицательные) имеют на корпусе «минус» выпрямительного напряжения, они запрессованы в другую пластину выпрямительного блока, соединенную с массой генератора.

Сначала надо проверить, нет ли замыкания одновременно в положительных и отрицательных вентилях. Для этого «+» батерии через лампу подсоединить к клемме «30» генератора (см. рис. 39), а «—» — к корпусу генератора (см. рис. 161, I). Если лампа горит, то и отрицательные и положительные вентили имеют короткое замыкание.

Короткое замыкание отрицательных вентилей можно проверить, соединив «+» батареи через лампу с одним из болтов крепления выпрямительного блока, а «—» — с корпусом генератора (см. рис. 161, II).

Горение лампы означает короткое замыкание в одном или нескольких «отрицательных» вентилях, а также замыкание витков обмотки статора на корпус генератора.

Для проверки короткого замыкания в положительных вентилях «+» батареи через лампу надо соединить с зажимом 30 генератора, а «—» — с одним из болтов крепления выпрямительного блока (см. рис. 161, III). Горение лампы укажет на короткое замыкание одного или нескольких положительных вентилей.

Обрыв в вентилях без разборки генератора можно обнаружить осциллографом, или при проверке генератора на стенде по значительному снижению (на 20...30 %) величины отдаваемого тока в сравнении с номинальным. Если обмотки, дополнительные диоды и регулятор напряжения генератора исправны, а в вентилях нет короткого замыкания, то причиной уменьшения отдаваемого тока является обрыв в вентилях.

Короткое замыкание дополнительных диодов можно проверить, соединив генератор по схеме согласно рис. 162: «+» батареи через лампу (1...3 Вт, 12 В) присоединить к выводу «61» генератора, а «—» — к одному из болтов крепления выпрямительного блока. Если лампа загорится, то в одном из дополнительных диодов короткое замыкание. Найти поврежденный диод можно только, сняв выпрямительный блок и проверив каждый диод в отдельности.

Рис. 162. Схема для проверки дополнительных диодов: 1 — аккумуляторная батарея, 2 — контрольная лампа, 3 — генератор.

Обрыв в дополнительных диодах можно обнаружить осциллографом по искажению кривой напряжения на штекере вывода «61», а также по низкому напряжению (ниже 14 В) на том же штекере при средней частоте вращения ротора генератора.

После ремонта и сборки генераторы вновь подвергают испытаниям на соответствие техническим условиям с использованием проверочного стенда.