Назначение технического обслуживания — поддержание работоспособности автомобиля при наименьшем изнашивании сопряженных деталей, предупреждающем внезапные отказы в работе отдельных сборочных единиц.
Для повышения срока службы отдельных деталей, сборочных единиц и автомобиля в целом, а также для предупреждения внезапных отказов и сокращения времени простоя в ремонте техническое обслуживание проводят по плану, через определенные периоды с учетом пробегового или временного факторов.
Техническое обслуживание — профилактическое мероприятие. В комплекс работ по техническому обслуживанию входят уборочно-моечные, контрольно-диагностические, регулировочные, крепежные, дозаправочные, смазочные работы.
Под режимом технического обслуживания легкового автомобиля понимают периодичность воздействий профилактического характера, перечень операций, обеспечивающих наименьшее число отказов в процессе эксплуатации автомобиля, и трудоемкость выполняемых работ.
Принятая в нашей стране планово-предупредительная система технического обслуживания регламентируется «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», утвержденным Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 сентября 1984 г. В нем предусмотрены следующие виды технического обслуживания: ежедневное техническое обслуживание (ЕО), первое техническое обслуживание (ТО1), второе техническое обслуживание (ТО2), сезонное (СО), а также техническое обслуживание по талонам сервисной книжки.
Для указанных видов техобслуживания установлена периодичность или нормы пробега автомобиля в зависимости от его типа, условий и интенсивности эксплуатации, в том числе принадлежности автомобиля к государственному или индивидуальному сектору.
Практика эксплуатации и технического обслуживания легковых автомобилей, а также опыт работы автозаводов по повышению надежности и комфортабельности автомобилей показали целесообразность технического обслуживания по талонам сервисной книжки после пробега автомобилями 2 или 5 тыс. км в начальный период эксплуатации, а начиная с 10 тыс. км. — через каждые 10...15 тыс. км. Объем работ по техническому обслуживанию по талонам сервисной книжки регламентируется специальным перечнем, определенным для каждого вида талона, причем периодичность и объемы этого технического обслуживания по мере совершенствования конструкции автомобиля и эксплуатационных материалов могут меняться.
Основным критерием приспособленности автомобиля к техническому обслуживанию является эксплуатационная технологичность, которая определяется удобством доступа к объектам техобслуживания, легкосъемностью агрегатов, узлов и деталей, степенью взаимозаменяемости и унификации систем, узлов, агрегатов и применяемых деталей.
Удобство доступа к объекту технического обслуживания имеет большое значение для сокращения времени простоя автомобиля и трудовых затрат. При этом учитываются количество и степень сложности дополнительных (сопутствующих) операций, влияющих на снижение утомляемости, уменьшение временных затрат и способствующих повышению качества технического обслуживания;
- легкосъемность — свойство, обозначающее приспособленность узла, агрегата или детали к быстрой замене с минимальными затратами труда и времени;
- взаимозаменяемость — свойство конструкции, при котором из множества однородных деталей можно выбрать любую и установить на автомобиль без дополнительной подготовки, сохранив рабочие функции деталей;
- унификация — свойство систем, узлов и агрегатов, характеризующееся сокращением количества типов одного и того же назначения, применяемых в автомобильных конструкциях. Благодаря унификации упрощаются и удешевляются процессы ремонта и технического обслуживания, уменьшается номенклатура запасных частей.
- Организация технического обслуживания автомобилей
- Техническое обслуживание двигателей
- Техническое обслуживание электрооборудования
- Техническое обслуживание сцепления
- Техническое обслуживание коробки передач
- Техническое обслуживание карданной передачи
- Техническое обслуживание заднего моста и привода ведущих колес
- Техническое обслуживание амортизаторов
- Техническое обслуживание подвесок
- Техническое обслуживание шин и колес
- Техническое обслуживание рулевого управления
- Техническое обслуживание тормозной системы
- Техническое обслуживание кузова
- Техника безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей