Наиболее эффективным методом ремонта кузова автомобиля, воссстановления его несущих элементов является узловой метод, когда участки кузова, подвергающиеся износу, механическим повреждениям и сильной коррозии, вырезают и заменяют новыми, заранее изготовленными деталями и узлами. Листовой металл выкраивают по картам и шаблонам с вырезкой заготовок стационарными и ручными электровибрационными и роликовыми ножницами, а также на гильотинных ножницах.
Процесс изготовления крупных деталей кузова сложной конфигурации состоит в выдавливании их с помощью матриц с профилем, соответствующим заменяемым деталям. Заготовленный стальной лист устанавливают на стенде — матрице и прижимают эксцентриковыми замковыми прижимами. Этот прижим обеспечивает прочное удерживание заготовки во время ударов молотка, придающих матрице соответствующую форму детали.
Для правки и рихтовки панелей кузова применяют комплект инструментов и приспособлений модели 2146-1 (рис. 195. Кроме ручных инструментов в комплект входит гидравлический цилиндр с насосом, предназначенный для предварительной правки поврежденных мест. К гидравлическому цилиндру прилагаются различные приспособления в виде стальных и резиновых наконечников, выдавливателей, упоров и поддержек.
Рис. 195. Комплект инструментов и приспособлений для правки и рихтовки «панелей кузовов: 1—6 — молотки, 7, 8 — косынки, 9—16 — специальные оправки, 17—19 — поддержки.
Вмятины, не имеющие перегибов и вытяжки металла, устраняют выколоткой специальными деревянными или резиновыми молотками. Глубокие вмятины без острых загибов и складок начинают править с середины, постепенно перенося удары к краю. Вмятины с острыми загибами начинают править с острого загиба, пологие вмятины — с края поврежденного места панели, постепенно перенося удары к середине. Вмятины от ударов правят с местным подогревом линии перегиба и окружающей ее зоны на 40...60 мм.
Окончательную правку проводят с помощью поддержек, которые устанавливают с внутренней стороны детали кузова. Одновременно правильным молотком по лицевой поверхности панели наносят частые удары так, чтобы они попадали на поддержку и переносились с одной точки поверхности на другую, осаживая бугорки и растягивая сильными ударами мелкие вмятины.
Для зачистки сварных швов применяют шлифовальный круг и пневматические или электрические шлифовальные машины.
Перекосы и перегибы устраняют, используя механические и гидравлические растяжки с комплектом съемных оправок, резиновых и деревянных подкладок. Форма оправок должна соответствовать выправляемой поверхности. Контроль перекосов и прогиба силовых элементов кузова осуществляют по контрольным меткам проемов ветрового стекла и дверных стоек производят с помощью поверочных стальных шаблонов.
Для выравнивания поверхностей от вмятин и неровностей, вызванных приваркой дополнительных ремонтных деталей, накладок и вставок, применяют установку УПН-7-65 для газопламенного напыления полимерных порошков. В качестве порошка используют термостойкую пластмассу ТПФ-37, которой заполняют все вмятины до получения ровной поверхности.
Перед нанесением покрытия поверхности зачищают от ржавчины кругом или фибровым диском с зерном № 16—24. Зачищенные поверхности обезжиривают бензином или уайт-спиритом, обдувают сжатым воздухом. Затем подогревают до 157...177°С, не допуская перегрева и появления на металле цветов побежалости. На нагретую поверхность наносят порошок в один или несколько слоев. Каждый нанесенный слой уплотняют цилиндрическими или фасонными гладилками. Выровненную поверхность после затвердения наплавленного слоя обрабатывают шлифовальным кругом или фибровым шлифовальным диском с зерном № 56 до полного восстановления контура детали. Таким же способом выравнивают поверхности дверей, крыльев и капотов.
Для устранения небольших неровностей на наружных поверхностях, мелких вмятин и царапин применяют наплавку оливянисто-свинцовыми припоями (ПОС-18 или ПОС-30) и эпоксидные мастики.