AUTO-KOR.RU
Сайт о техническом обслуживании, ремонте и обеспечении запчастями автомобилей daewoo и chevrolet hyundai
Зарегистрировать домен:
RU-CENTER. Регистрация доменов. Хостинг
  Главная   |   Сервисы   |   Сhevrolet   |   Daewoo   |   Hyundai   |   Карта сайта  

Техническое состояние двигателя

Для своевременного выявления неисправностей следует периодически при техническом обслуживании автомобиля проверять техническое состояние двигателя. При этом необходимо избегать даже частичной разборки двигателя, так как каждая разборка нарушает приработку сопряженных деталей, увеличивает износ и сокращает срок их службы.

Если частичная или полная разборка двигателя неизбежна, надо тщательно проверить степень износа всех разобранных деталей и в случае износа, близкого к предельно допустимому, заменить их во избежание повторного ремонта двигателя в ближайшее время.

Техническое состояние двигателя, как и автомобиля в целом, в процессе эксплуатации не остается постоянным. По мере приработки трущихся деталей увеличивается эффективная мощность двигателя, уменьшается расход топлива, снижается угар масла и увеличивается компрессия в цилиндрах. Затем наступает продолжительный период стабильного сохранения всех вышеназванных параметров. По мере износа основных или даже второстепенных деталей двигателя постепенно уменьшается его эффективная мощность, увеличивается расход бензина, возрастают угар масла, прорыв газов через поршневые кольца и падает компрессия в цилиндрах.

Техническое состояние двигателя определяют по мощности двигателя, экономичности, величине расхода (угара) масла, величине компрессии в цилиндрах двигателя и шуму его работы. Так, критериями оценки долговечности двигателя автомобиля «Москвич» и «Волга» до капитального ремонта служат: повышенный расход масла (более 0,2 кг на 100 км пробега), дымность выхлопа и понижение компрессии в цилиндрах ниже 1 МПа; стуки в шатунных и коренных, подшипниках и падение давления в системе смазки (по контрольному манометру — ниже 0,05... 0,08 МПа на холостом ходу и ниже 0,2 МПа при движении автомобиля со скоростью более 40 км/ч).

В случае снижения компрессии в цилиндрах для определения причины необходимо залить в этот цилиндр 20...25 см3 чистого моторного масла. Более высокие показания на компрессометр свидетельствуют о том, что произошла поломка или залегание поршневых колец, или чрезмерный износ цилиндра и поршневых колец. В этом случае требуется разборка двигателя для ремонта. Если показания компрессометра не изменяются, необходимо установить поршень в в. м. т. такта сжатия, затормозить автомобиль стояночным тормозом, включить высшую передачу и подать в отверстие для свечи сжатый воздух под давлением 0,2...0,3 мПа. Наблюдаемая при этом утечка воздуха происходит из-за плохого прилегания клапанов к седлам: утечки воздуха в карбюратор (негерметичен впускной клапан), или в глушитель (неплотность выпускного клапана), или пробита прокладка головки цилиндров (сжатый воздух с характерным шипящим звуком проходит в соседний цилиндр). Необходимо снять головку цилиндров и заменить прокладку.

Увеличенные зазоры в шатунных и коренных подшипниках коленчатого вала и в подшипниках распределительного вала, между поршнями и цилиндрами, между клапанами и регулировочными болтами коромысел, а также между зубьями распределительных шестерен вызывают каждый в отдельности свой специфический стук. И если сравнительно нетрудно обнаружить повышенную шумность или какой-либо стук в двигателе, то определить место стука и конкретное сопряжение поврежденных деталей удается лишь опытным механикам, имеющим необходимые навыки распознавания таких дефектов.

Зоны прослушивания шумов в двигателе располагаются на его внешних поверхностях (рис. 144). Основные указания по методике прослушивания работы двигателя с помощью стетоскопа приведены в табл. 8.

Таблица 8

Место
(сопряжение
деталей)
возможного стука

Тепловое
состояние
двигателя

Режим
работы
двигателя

Место (зона)
прослушивания
(см. рис. 135)

Характер стука

Возможные
последствия
эксплуатации с
неустранен-
ным стуком

Коренные
подшипники
коленчатого вала

Прогрет

Резко
переменный

Нижняя часть
блока цилиндров
(зона 1)

Глухой,
низкого тона

Разрушение
антифрикцион-
ного слоя
вкладышей
подшипников

Шатунные
подшипники
коленчатого вала

Прогрет

То же





«

Блок цилиндров; места,
cоответствующие
верхнему и нижнему
положению поршневого
пальца (зона 2)

Стук среднего
тона (более звонкий,
чем стук коренных
подшипников)

Разрушение
антифрикционного
слоя вкладышей подшипников
и образование
эллипсности шатун-
ных шеек коленча-
того вала

Клапаны и
клапаны седла

Прогрет

»

Боковая
поверхность
головки цилиндра
(зона 3)

Отчетливый
звонкий стук

Усиленный износ
седел и головок
клапанов

Поршень и
цилиндр

Холодный

»

Верхняя
часть блока
цилиндров
(зона 2)

Сухой, щелкающий
стук, усиливающийся
при изменении
частоты вращения
коленчатого
вала двигателя.
Стук уменьшается
по мере прогрева
двигателя.
При сильном
износе стук прослушивается
также и на прогретом
двигателе

Увеличенный
расход масла

Подшипники
распредели-
тельного вала

Прогрет

Резко переменный

Стенки крышки
головки в местах
расположения
подшипников
распределительного
вала (зона 4)

Отчетливый стук

Усиленный износ
подшипников
распределительного
вала

Цепь привода
газораспре-
деления

Прогрет

»

Крышки распредели-
тельных звездочек
(зона 5)

Отчетливый стук,
исчезающий с
увеличением
частоты вращения

Повышенный
износ цепи и
звездочек

Рис. 144. Зоны прослушивания шумов в двигателе: 1, 2 — нижняя и верхняя части блока цилиндров, 3 — головка блока цилиндров, 4 — клапанная крышка, 5 — крышка распределительных звездочек.

Диагностирование двигателей позволяет контролировать токсичность отработанных газов, а квалифицированный ремонт — устранить причины повышенной токсичности и, таким образом, целенаправленно бороться с загрязнением воздушного бассейна.