AUTO-KOR.RU
Сайт о техническом обслуживании, ремонте и обеспечении запчастями автомобилей daewoo и chevrolet hyundai
  Главная   |   Сервисы   |   Сhevrolet   |   Daewoo   |   Hyundai   |   Карта сайта  

Аккумуляторные батареи (аккумулятор)

Источниками электрической энергии в легковых автомобилях являются аккумуляторные батареи, служащие для пуска двигателя и питания током приборов электрооборудования при малой частоте вращения коленчатого вала.

На легковых автомобилях применяют свинцово-кислотные стартерные аккумуляторные батареи.

По степени приспособленнности к обслуживанию батареи делятся на обычные, малообслуживаемые и необслуживаемые.

Принципиально конструкция аккумуляторной батареи выполнена следующим образом.

Корпус 1 необслуживаемой батареи (рис. 38) изготовлен из полупрозрачной пластмассы — полипропилена и разделен непроницаемыми перегородками на секции, в которых размещены шесть последовательно соединенных аккумуляторов напряжением по 2 В каждый.

Крышка 2, общая для всего корпуса, также изготовлена из полипропилена и приварена к корпусу контактно-тепловой сваркой. В крышке шесть отверстий с пробками 6 для заливки электролита и контроля его уровня.

Рис. 38. Аккумуляторная батарея: 1 — корпус, 2 — крышка, 3 — положительный вывод, 4 — межэлементное соединение, 5 — отрицательный вывод, 6 — пробка, 7 — индуктор для проверки уровня электролита (тубус), 8 — сепаратор, 9, 10 — положительные и отрицательные пластины, 11, 12 — полублок положительных и отрицательных пластин, 13 — блок пластин.

В каждом аккумуляторе находится блок из поочередно расположенных положительных 9 и отрицательных 10 пластин, выполненных в виде решетки, заполненной пористой активной массой из свинца и свинцовых окислов. Пластины одинаковой полярности собраны в полублоки и приварены к общим пластинам — бареткам.

Решетки пластин отлиты из сплава свинца (с добавлением кальция) с малым содержанием сурьмы. Благодаря этому замедляется процесс саморазряда батареи, уменьшается разложение электролита в конце зарядки и снижается трудоемкость технического обслуживания аккумуляторной батареи, так как реже требуется проверка уровня и плотности элетролита.

Между пластинами в блоках установлены сепараторы 8 из тонкого микропористого поливинил хлорида, предназначенные для изоляции разноименных пластин друг от друга, а также для исключения вибрации пластин при тряске. Малая толщина и большая пористость сепараторов уменьшают внутреннее сопротивление батареи и позволяют получить большую силу разрядного тока.

Электролит свинцово-кислотного аккумулятора представляет собой раствор химически чистой серной кислоты в дистиллированной воде. Плотность электролита зависит от времени года и района, в котором эксплуатируется автомобиль. В центральных районах плотность электролита в летнее и зимнее время установлена 1,27 г/см3, в южных — 1,25 г/см3, в районах Крайнего Севера зимой ее увеличивают до 1,31 г/см3, а летом уменьшают до 1,27 г/см3, что в первом случае предохраняет батарею от замерзания, а во втором — от ускоренного разряжения и сульфатации ее пластин. (Приведенные плотности даны для полностью заряженных аккумуляторов при температуре электролита 20 °С). Уровень электролита в аккумуляторе должен быть на 10...15 мм выше верхних кромок сепараторов или предохранительного щитка.

Доводя уровень электролита до нормы, можно доливать дистиллированную воду или электролит и ни в коем случае кислоту!

Конструкция стартерных аккумуляторных батарей позволяет разряжать их токами в 3...5 раз выше, чем их номинальная емкость. Емкость аккумуляторной батареи измеряется в ампер-часах (А ּ ч). Под номинальной емкостью батареи С20 понимается количество электричества, отданное батареей при ее разряде током 0,05 С20 до конечного напряжения на выводах 12-вольтовой батареи 10,5 В. Время разряда в этом случае должно быть не менее 20 ч.

Все стартерные свинцовые аккумуляторные батареи маркированы по ГОСТу. Так, на автомобиле ГАЗ-24 установлена аккумуляторная батарея 6СТ-54ЭМ. Первая цифра в марке означает количество аккумуляторов в батарее, буквы СТ определяют тип батареи — стартерная; числовое обозначение 54 — емкость батареи в ампер-часах в 20-часовом режиме разряда; последние буквы обозначают материал бака (П — асфальтопековая пластмасса, Э — эбонит, Т — термопласт) и сепаратора (М — мипласт, С — стекловолокно, Р — мипора).