Классификация, устройство и принцип работы двигателей внутреннего сгорания
Двигатель внутреннего сгорания — это агрегат, который преобразует в автомобилях тепловую энергию, выделяющуюся в процессе сгорания топлива, в механическую работу. Расширяющиеся при этом газы (продукты сгорания) перемещают подвижные детали двигателя — поршни, лопатки, колеса турбины и т. д. — и совершают механическую работу.
Двигатели внутреннего сгорания легковых автомобилей подразделяют на поршневые и роторные. В наиболее распространенных автомобильных поршневых двигателях вращательное движение вала получается в результате преобразования прямолинейного возвратно-поступательного движения поршня, а в роторных — в результате непосредственного воздействия газов на вращающуюся деталь.
Роторные, а также газотурбинные двигатели, несмотря на некоторые их преимущества перед поршневыми, в настоящее время широкого применения не находят. В цилиндрах поршневых двигателей происходит сгорание смеси воздуха и газообразного или распыленного жидкого топлива и образуется тепловая энергия. Двигатели, в которых тепловая энергия, выделяемая при сгорании топлива, преобразуется в механическую работу, называют тепловыми. На большинстве современных легковых автомобилей установлены тепловые поршневые двигатели внутреннего сгорания.
По способу смесеобразования и воспламенения топлива двигатели внутреннего сгорания подразделяют на две группы:
- с внешним смесеобразованием и принудительным зажиганием от электрической искры — карбюраторные бензиновые и газовые;
- с внутренним смесеобразованием и воспламенением впрыскиваемого под давлением топлива от соприкосновения с воздухом, сильно нагретым в цилиндре в результате высокого сжатия, — дизельные.
На всех отечественных легковых автомобилях установлены карбюраторные поршневые двигатели.
Основными механизмами двигателя внутреннего сгорания являются кривошипно-шатунный механизм и газораспределительный механизм.
Система охлаждения и смазочная система предназначены для обеспечения нормального функционирования механизмов двигателя.
Для хранения, подачи и очистки топлива, очистки воздуха, приготовления горючей смеси нужного состава на разных режимах работы двигателя и отвода наружу продуктов сгорания в автомобилях предусмотрена система питания.
Нa автомобилях ВАЗ-2108 и его модификациях установлена система снижения токсичности отработавших газов. Она представляет собой комплекс взаимодействия бесконтактной системы зажигания, системы управления и экономайзером принудительного холостого хода (ЭПХХ) и карбюратора.
Система выпуска отработавших газов включает выпускной трубопровод, глушители шума газов (основной и дополнительный) с приемной и выпускной трубами. Выпускной трубопровод обычно отливают из чугуна и крепят к блоку или головке двигателя, соединяя с каналами выпускных клапанов, и к приемной трубе глушителя.