AUTO-KOR.RU
Сайт о техническом обслуживании, ремонте и обеспечении запчастями автомобилей daewoo и chevrolet hyundai
  Главная   |   Сервисы   |   Сhevrolet   |   Daewoo   |   Hyundai   |   Карта сайта  

Смазочная система двигателя

Смазка снижает потери на трение и тем самым уменьшает износ деталей, способствует охлаждению трущихся поверхностей, смыванию нагара и металлической пыли, уплотнению поршней в цилиндрах, защите деталей от коррозии. Отсутствие или недостаточный уровень масла приводит к моментальному выходу из строя двигателя.

В современных автомобильных двигателях обычно применяют комбинированную систему смазки, когда наиболее нагруженные детали (коренные и шатунные подшипники, подшипники распределительного вала и др.) смазываются под давлением, создаваемым масляным насосом, а остальные детали путем разбрызгивания масла. Разбрызгивается масло коленчатым валом и другими быстро вращающимися деталями. Пространство картера двигателя при этом заполняется мельчайшими частицами масла, которое, осаждаясь на деталях, проникает в зазоры между трущимися поверхностями.

Схема смазки двигателей легковых автомобилей состоит в следующем: масло через маслоприемник 9 (рис. 21), пройдя масляный насос 8 и фильтр 5, поступает под давлением в главную масляную магистраль 2, из нее по каналам 3 в блоке цилиндров к коренным, а затем по каналу 4 к шатунным подшипникам коленчатого вала. По каналу 22 масло поступает в распределительный вал, а далее к его кулачкам и подшипникам. Под давлением масло по каналам подается также к подшипникам привода топливного насоса и распределителя зажигания.

В двигателе «Москвич-412» под давлением дополнительно смазываются шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания, ведомая звездочка и цепь привода распределительного вала. К остальным деталям — стенкам цилиндров и поршням, поршневым пальцам, ведомой звездочке и устройству натяжения цепи, валику привода распределителя, стержням и направляющим втулкам клапанов — масло подается разбрызгиванием или самотеком. Масляный радиатор, применяемый только у автомобилей ГАЗ, устанавливается перед радиатором охлаждения.

Рис. 21. Схема системы смазки двигателя автомобиля ВАЗ-2105: 1 — датчик указателя давления масла, 2 — главная масляная магистраль, 3 — канал подвода масла к коренному подшипнику, 4 — канал подвода масла к шатунному подшипнику, 5 — масляный фильтр, 6 — маслоизмерительный стержень, 7 — пробка сливного отверстия, 8 — шестеренчатый масляный насос, 9 — маслоприемник, 10 — масляный поддон, 11 — канал подвода масла от насоса к фильтру, 12 — канал подвода масла к приводу масляного насоса, 13 — вал привода масляного насоса, 14 — канал подвода масла из фильтра в главную масляную магистраль, 15 — привод масляного насоса, 16 — сальник, 17 — канал для стока масла в картер, 18 — канал в кулачке распределительного вала, 19 — канал в распределительном вале, 20 — канал в опорной шейке распределительного вала, 21 — крышка маслозаливной горловины, 22 — канал подвода масла к распределительному валу.

На двигателях МеМЗ-245 и ВАЗ-2108 масляный насос с шестернями внутреннего зацепления располагается на переднем конце коленчатого вала. Насос состоит из крышки 9 (рис. 22), корпуса 1 с полостями всасывания и нагнетания и маслоприемника 11. В корпусе насоса ведущая 3 и ведомая 2 шестерни. Полость всасывания отделена от нагнетательной серпообразным выступом.

Фильтр очистки масла в легковых автомобилях полнопоточный, с картонным или бумажным фильтрующим; элементом.

Неразборный масляный фильтр двигателя ВАЗ (рис. 23) состоит из корпуса 1, в котором установлены фильтрующий элемент 6 (основная часть его бумажная, а дополнительная из искусственного вискозного волокна), перепускной 4 и противодренажный 3 клапаны. Последний представляет собой манжету из маслостойкой резины, которая свободно пропускает масло в корпус фильтра, но не позволяет ему вытекать из корпуса в поддон картера при неработающем двигателе.

На двигателях современных легковых автомобилей применяется принудительная система вентиляции картера двигателя (рис. 24), предназначенная для предотвращения выделения картерных газов в атмосферу и защиты окружающей среды.

Рис. 24. Система вентиляции картера двигателя: 1 — штуцер, 2 — вытяжной шланг, 3 — впускная труба, 4 — шланг подвода картерных газов к карбюратору, 5 — карбюратор, 6 — воздушный фильтр, 7 — шланг подвода картерных газов к воздушному фильтру, 8 — сетка маслоотделителя, 9 — крышка головки цилиндров, 10 — корпус маслоотделителя.

При работе двигателя газы из картера по вытяжному шлангу 2 поступают в корпус 10 маслоотделителя, где благодаря завихрению потока и сетке 8 происходит отделение масла. Далее газы могут отсасываться двумя путями: первый — по шлангу 4, когда двигатель работает на режиме холостого хода при минимальной частоте вращения коленчатого вала и дроссельные заслонки закрыты. Из шланга картерные газы через калиброванное отверстие штуцера карбюратора поступают в задроссельное пространство, где смешиваются с горючей смесью; второй — по шлангу 7, когда двигатель работает на рабочих режимах и дроссельные заслонки открыты. Из шланга 7 картерные газы поступают в воздушный фильтр 6, где они перемешиваются с очищенным воздухом и поступают в карбюратор. Сетка 8 маслоотделителя выполняет функции пламегасителя.

Применяемая на некоторых автомобилях (ГАЗ-24, УАЗ-3151) открытая вентиляция картера действует благодаря разрежению около конца вытяжной трубки, создаваемому во время движения автомобиля.