Под фазами газораспределения понимают моменты начала открытия и конца закрытия клапанов, выраженные в градусах угла поворота коленчатого вала относительно мертвых точек. Фазы подбирают опытным путем при конструировании в зависимости от быстроходности двигателя и конструкции его впускной и выпускной систем.
Впускной клапан открывается с опережением в конце такта выпуска, когда поршень не доходит до в.м.т. на угол α1 (рис. 15), а закрывается с опозданием в начале такта сжатия, когда поршень отойдет от н.м.т. на угол α2. Раннее открытие и позднее закрытие впускного клапана обеспечивает лучшее наполнение цилиндров за счет инерционного напора горючей смеси во впускном трубопроводе.
Выпускной клапан открывается с опережением в конце такта рабочего хода, когда поршень не доходит до н.м.т. на угол β1, что позволяет отработавшим газам выходить из цилиндра под собственным избыточным давлением. Закрытие выпускного клапана происходит после прохождения поршнем в.м.т. на угол β2 в начале такта впуска, что обеспечивает лучшую очистку цилиндров, так как отработавшие газы в это время еще продолжают выходить из цилиндра по инерции.
Угол поворота коленчатого вала, т. е. суммарный угол (α1 + β2), на протяжении которого оба клапана в цилиндре открыты, называется перекрытием клапанов.
Рис. 15. Фазы газораспределения двигателей: α1 и α2 — углы открытия и закрытия впускного клапана, β1 и β2 — углы открытия и закрытия выпускного клапана.
Фазы газораспределения у двигателей легковых отечественных автомобилей приведены в табл. 2.
Таблица 2.
Фазы |
Углы поворота коленчатого | ||||
МеМЗ-245 |
ВАЗ-21013, |
ЗМЗ |
«Москвич |
ВАЗ-2108 | |
Начало открытия впускного клапана до в.м.т. |
9 |
12 |
12 |
30 |
33 |
Конец закрытия впускного клапана мосле н.м.т. |
48 |
40 |
60 |
70 |
79 |
Начало открытия выпускного клапана до н.м.т. |
40 |
42 |
54 |
70 |
47 |
Конец закрытия выпускного клапана после в.м.т. |
17 |
10 |
18 |
30 |
17 |
Последовательность чередования одноименных тактов в различных цилиндрах называют порядком работы: цилиндров двигателя. Порядок работы зависит от расположения цилиндров, шеек коленчатого вала и кулачков распределительного вала (табл. 3). У четырехтактного четырехцилиндрового рядного двигателя такты чередуются через 180° в порядке 1—3—4—2 («Москвич», ЗАЗ, ВАЗ) или 1—2—4—3 (ЗМЗ). Полный рабочий цикл двигателей ВАЗ, ЗАЗ, «Москвич» приведены в табл. 3.
Таблица 3.
Полуобороты |
Углы поворота |
Цилиндры | |||
1-й |
2-й |
3-й |
4-й | ||
1-й |
180 |
Рабочий ход |
Выпуск |
Сжатие |
Впуск |
2-й |
360 |
Выпуск |
Впуск |
Рабочий ход |
Сжатие |
3-й |
540 |
Впуск |
Сжатие |
Выпуск |
Рабочий ход |
4-й |
720 |
Сжатие |
Рабочий ход |
Впуск |
Выпуск |