Ступенчатая коробка передач (см. рис. 54) установлена за сцеплением и прикреплена к картеру сцепления. По конструктивному признаку ступенчатые коробки передач подразделяют на трех- и двухвальные, принцип работы которых показан на рис. 60. На первичный вал 1 передается крутящий момент от двигателя.
При движении автомобиля вперед в трехвальной коробке передач (рис. 60, а) крутящий момент передается через шестерни 2 и 7 постоянного зацепления, промежуточный вал 5 и шестерни 6 и 3 на вторичный вал 4, соединенный с ведущими колесами автомобиля. Крутящий момент на промежуточном валу 5 больше крутящего момента на первичном валу 1, так как диаметр шестерни 7 больше диаметра шестерни 2. В свою очередь крутящий момент на вторичном валу больше крутящего момента на промежуточном валу. При включении прямой передачи крутящий момент передается непосредственно с первичного вала 1 на вторичный вал 4.
Рис. 60. Схема работы трехвальной (а) и двухвальной (б) коробок передач при включении понижающей I и прямой II передач и передачи заднего хода III: 1 — первичный вал, 2 — шестерня первичного вала, 3, 8 — шестерни вторичного вала, 4 — вторичный вал, 5 — промежуточный вал, 6, 7, 10 — шестерня промежуточного вала, 9 — промежуточная шестерня.
Движение автомобиля задним ходом происходит благодаря промежуточной шестерне 9, введенной между шестернями 8 и 10, вследствие чего вторичный вал 4 вращается в сторону, противоположную вращению первичного вала.
В двухвальной коробке передач (рис. 60, б) крутящий момент передается непосредственно с первичного вала 1 на вторичный вал 4.
Смазка коробки передач осуществляется разбрызгиванием масла, заливаемого в картер до уровня контрольной конической пробки.