Механизм трансмиссии легковых автомобилей
Трансмиссия автомобиля служит для передачи усилия от двигателя к ведущим колесам и изменения величины этого усилия в соответствии с условиями движения автомобиля, а также для отключения двигателя от ведущих колес.
Механизм трансмиссии легковых отечественных автомобилей при классической компоновке заднеприводного автомобиля состоит из:
- сцепления,
- коробки передач,
- карданной передачи
- заднего ведущего моста, который включает главную передачу, дифференциал и полуоси (см. рис. 2).
В некоторых моделях двухосных легковых автомобилей с приводом на заднюю ось (ГАЗ-14 «Чайка», ЗИЛ-114, ЗИЛ-4402) вместо сцепления и коробки передач применена автоматическая передача из гидротрансформатора и планетарного редуктора с автоматическим управлением.
У автомобилей со всеми ведущими колесами, выполненными по схеме 4X4 (ВАЗ-2121, УАЗ-3151, ЛуАЗ-969), кроме того установлены раздаточная коробка, передний карданный вал и передний ведущий мост.
Схема расположения механизмов трансмиссии показана на примере автомобиля ВАЗ-2121 (рис. 54). Непосредственно за двигателем 6 смонтированы последовательно сцепление 7 и коробка передач 8. Раздаточная коробка 1 установлена отдельно от силового блока, под кузовом, на двух кронштейнах с запрессованными резиновыми подушками. Крутящий момент от коробки передач 8 посредством промежуточного карданного вала 9 поступает на ведущий вал раздаточной коробки 1, от нее карданными валами 3 и 11, имеющими по два шарнира и по одной скользящей шлицевой вилке, вращение передается на ведущие мосты.
Рис. 54. Схема трансмиссии автомобиля ВАЗ-2121: 1 — раздаточная коробка, 2 — муфта блокировки межосевого дифференциала, 3, 9, 11 — соответственно передний, промежуточный, задний карданные валы, 4 — передний мост, 5 — качающийся вал с шарнирами постоянной угловой скорости, 6 — двигатель, 7 — сцепление, 8 — коробка передач, 10 — муфта включения передач, 12 — задний мост.
У автомобилей ЗАЗ-968М и у всех отечественных переднеприводных автомобилей коробка передач, главная передача и дифференциал выполнены в едином корпусе, а привод к колесам осуществляется посредством полуосей равных угловых скоростей. Схемы трансмиссии с приводом на передние ведущие колеса при поперечном и продольном расположениях двигателя (рис. 55).
Рис. 55. Схема переднеприводной трансмиссии при поперечном (а) и продольном (б) расположении двигателя: 1 — первичный вал, 2 — сцепление, 3 — полуось, 4 — главная передача, 5 — вторичный вал.