На двигателях МеМЗ-245 и ВАЗ-2108 масляный насос с шестернями внутреннего зацепления располагается на переднем конце коленчатого вала. Насос состоит из крышки 9 (рис. 22), корпуса 1 с полостями всасывания и нагнетания и маслоприемника 11. В корпусе насоса ведущая 3 и ведомая 2 шестерни. Полость всасывания отделена от нагнетательной серпообразным выступом.
Рис. 22. Масляный насос (а) и схема его работы (б): 1 — корпус, 2, 3 — ведомая и ведущая шестерни, 4 — редукционный клапан, 5 — пружина, 6 — пробка, 7 — алюминиевое кольцо, 8 — сальник, 9 — крышка, 10 — резиновое кольцо, 11 — маслоприемник, 12 — разделительное кольцо.
Ведущая (с наружными зубьями) и ведомая шестерни всасывают масло и впадинами зубьев подают его в нагнетательную полость насоса. При давлении выше 0,45 МПа открывается редукционный клапан 4 (рис. 22, б) и часть масла перепускается в полость всасывания насоса.
Давление масла контролируется указателем или контрольной лампой, расположенной в блоке комбинации приборов, а датчик ввернут в корпус масляного насоса или в магистраль блока.
Масляный насос на различным моделях двигателей приводится в действие непосредственно от коленчатого вала или цепной передачей механизма газораспределения или парой винтовых шестерен от распределительного вала. Шестерни при этом смазываются струей масла, вытекающей из отверстия в блоке цилиндров.