Основными дефектами коленчатого вала являются изгиб, износ шатунных и коренных шеек, износ отверстия под подшипник ведущего вала коробки передач и отверстий фланца под болты маховика. Если размер отверстия под подшипник ведущего вала коробки передач увеличен, отверстие подлежит ремонту путем постановки дополнительной втулки из стали.
При увеличении диаметра отверстий под болты крепления маховика их развертывают до ремонтного размера.
Существуют допустимые биения основных поверхностей коленчатого вала двигателя, величины которых для двигателя ВАЗ-2108 приведены на рис. 150. При биении средних коренных шеек вала относительно крайних более 0,1 мм (с учетом износа) вал подлежит правке. Перед правкой вал устанавливают в электропечь, выдерживают в ней 30 мин при 160...200 °С.
Рис. 150. Допустимые биения основных поверхностей коленчатого вала.
При правке коленчатый вал укладывают коренными шейками на призмы, установленные на столе пресса или плите приспособления. Точка наибольшего отклонения (изгиба) коленчатого вала должна находиться под рабочим поршнем пресса. Вал правят с помощью призмы пуансоном пресса по трем средним коренным шейкам. Поскольку остаточные напряжения, возникающие на коленчатом валу в результате правки, через некоторое время могут нарушить соосность коренных шеек, коленчатый вал необходимо править непосредственно перед шлифованием шеек.
Износ шатунных и коренных шеек коленчатого вала устраняют шлифованием под ремонтные размеры. При шлифовании шеек в качестве установочных баз можно использовать шейку под распределительную шестерню и фланец крепления маховика или фаски отверстий под храповик и подшипник. В первом случае вал закрепляют в патронах шлифовального станка за шейку и фланец, во втором устанавливают в центрах. Опыт показывает, что поверхность фасок, как правило, бывает повреждена, поэтому перед шлифованием шеек необходимо править центры вала. Если шлифованием под ремонтные размеры не удается устранить износы шеек, шейки вала подвергают наплавке с последующим шлифованием под номинальный размер. Завершают обработку шеек вала полированием или суперфинишированием до получения требуемой шероховатости поверхности.
В зависимости от наименьшего диаметра, полученного при обмере и рекомендуемого техническими условиями, для всех шатунных шеек устанавливают один ремонтный размер и один для коренных шеек. Ремонтные размеры для вкладышей и уменьшаются по диаметру на 0,25 или 0,125 мм в зависимости от модели двигателя для каждого последующего ремонтного размера (табл. 9).
Таблица 9
Наименование |
Модель |
Размер, мм | ||||
Номи- |
Ремонтный | |||||
1 |
2 |
3 |
4 | |||
Диаметр |
ВАЗ-2101 |
|||||
ВАЗ-2103 |
50,775...50,795 |
50,525...50,545 |
50,275...50,295 |
50,025...50,045 |
49,775...49,795 | |
ВАЗ-2106 |
||||||
ВАЗ-2108 |
50,779...50,819 |
50,549...50,569 |
50,229...50,319 |
50,049...50,069 |
49,799...49,819 | |
ЗАЗ-1102 |
49,984...50,000 |
49,869...49,875 |
49,734...49,750 |
49,484...49,500 |
- | |
М-412 |
59,96,...59,947 |
59,710...59,697 |
59,460...59,447 |
59,210...59,197 |
58,960...58,947 | |
УЗАМ-331 |
||||||
Толщина |
ВАЗ-2101 |
1,824...1,831 |
1,949...1,956 |
2,074...2,081 |
2,199...2,206 |
2,324...2,331 |
ВАЗ-2103 |
||||||
ВАЗ-2106 |
||||||
ВАЗ-2108 |
||||||
ЗАЗ-1102 |
2 -0,020 -0,027 |
2,06 -0,02 -0,027 |
2,125 -0,02 -0,027 |
3,25 -0,02 -0,027 |
- | |
М-412 |
1,830...1,823 |
1,955...1,948 |
2,080...2,073 |
2,205...2,198 |
2,330...2,323 | |
УЗАМ-331 |
||||||
Диаметр |
ВАЗ-2101 |
47,814...47,834 |
47,564...47,584 |
47,314...47,334 |
47,069...47,084 |
47,814...47,834 |
ВАЗ-2103 |
||||||
ВАЗ-2106 |
||||||
ВАЗ-2108 |
47,83...47,85 |
47,58...47,60 |
47,33...47,35 |
47,08...47,10 |
46,83...46,85 | |
ЗАЗ-1102 |
44,984...45,000 |
44,859...44,875 |
44,734...44,750 |
44,484...44,500 |
- | |
М-412 |
52,012...51,993 |
51,762...51,743 |
51,512...51,493 |
51,262...51,243 |
51,012...50,993 | |
УЗАМ-331 |
||||||
Толщина |
ВАЗ-2101 |
1,723...1,730 |
1,848...1,855 |
1,973...1,980 |
2,098...2,105 |
2,223...2,230 |
ВАЗ-2103 |
||||||
ВАЗ-2106 |
|
|
|
| ||
ВАЗ-2108 |
||||||
ЗАЗ-1102 |
1,75 -0,015 -0,022 |
1,81 -0,015 -0,022 |
1,875 -0,015 -0,022 |
2,0 -0,015 -0,022 |
- | |
М-412 |
1,830...1,823 |
1,955...1,948 |
2,080...2,073 |
2,205...2,198 |
2,330...2,323 | |
УЗАМ-331 |
Подшипники для шатунных и коренных шеек коленчатого вала номинального и ремонтных размеров изготовлены в виде стальных тонкостенных вкладышей, залитых с внутренней стороны антифрикционным сплавом.
Вкладыши при ремонте двигателя заменяют на новые без каких-либо подгоночных операций и только попарно. Замена одного вкладыша из пары не допускается.