AUTO-KOR.RU
Сайт о техническом обслуживании, ремонте и обеспечении запчастями автомобилей daewoo и chevrolet hyundai
  Главная   |   Сервисы   |   Сhevrolet   |   Daewoo   |   Hyundai   |   Карта сайта  

Техническое обслуживание аккумуляторной батареи

При техническом обслуживании аккумуляторных батарей проверяют чистоту клемм и крышки, отсутствие трещин на корпусе, отсутствие окислов на клеммах, уровень электролита, а также степень заряженности аккумуляторной батареи.

Окисление выводных штырей приводит к увеличению сопротивления во внешней цепи и даже к прекращению подачи тока. Для устранения этого следует снять со штырей наконечники проводов (клеммы), зачистить штыри и клеммы и укрепить последние на штырях. После этого штыри и клеммы следует смазать тонким слоем технического вазелина.

Электролит, попавший на поверхность батареи, нужно вытирать сухой ветошью, смоченной в нашатырном спирте или 10%-ном растворе кальцинированной соды.

Если на поверхности мастики появились трещины, их устраняют оплавлением мастики электрическим паяльником. Нельзя допускать натяжения проводов, так как это приводит к образованию трещин в мастике. Гайки-барашки, притягивающие рамку крепления, надо натягивать туго, но без какого либо инструмента. Это объясняется тем, что чрезмерная затяжка может привести к поломке бака батареи.

Уровень электролита в зависимости от типа батареи должен быть на 10...15 мм выше предохранительной решетки установленной над сепараторами. Уровень измеряется стеклянной трубкой с внутренним диаметром 3...5 мм и с соответствующей отметкой. Чтобы измерить уровень электролита в аккумуляторе, надо опустить трубку в вертикальном положении в наливную горловину крышки до упора о предохранительную решетку, закрыть трубку сверху пальцем, затем вынуть. Высота столбика электролита в трубке соответствует высоте уровня электролита над предохранительной решеткой.

В аккумуляторной батарее 6СТ-55ЭМ уровень электролита должен быть по нижней кромке тубуса 7 (см. рис. 38) заливного отверстия. Если корпус аккумуляторной батареи сделан полупрозрачным, то на него наносятся метки Min и Мах, и уровень электролита должен поддерживаться между ними.

Для восстановления уровня электролита следует долить дистиллированной воды и замерить уровень. Применять водопроводную воду категорически запрещается, так как в ней есть примеси (железо, хлор и др.), разрушающие батарею. Электролит можно доливать только в тех случаях, когда известно, что уровень понизился в результате его выплескивания (например, в конце зарядки) или течи бака. Доливают электролит после устранения неисправности.

Степень заряженности батареи определяют по плотности электролита. Измеряется она специальным прибором — денсиметром (рис. 106). Выпускают автомобили с плотностью электролита в батарее 1,26 г/см3 (при 25 °С).

Рис. 106. Приборы для определения плотности электролита: а — денсиметр, б — плотномер; 1 — трубка, 2 — пипетка, 3 — груша, 4 — денсиметр, 5 — пластмассовый корпус, 6 — поплавок.

Ниже приведена зависимость заряженности батареи от плотности электролита для различных условий:

Батарея
полностью
заряжена

Батарея
разряжена
на 25 %

Батарея
разряжена
на 50 %

1,30
1,28
1,26
1,24
1,22

1,26
1,24
1,22
1,20
1,18

1,22
1,20
1,18
1,16
1,14

Если батарея во время работы по каким-либо причинам разрядилась более чем на 50 %, ее необходимо снять с автомобиля и сдать на зарядную станцию.

Для измерения плотности после доливки в электролит воды или после пуска двигателя стартером батарею подвергают непродолжительной зарядке небольшим током или дают постоять 1...2 ч без зарядки для того, чтобы выровнялась плотность электролита. Если температура электролита выше или ниже 15 °С, вводится соответствующая поправка, т. е. плотность электролита приводится к + 15°С. При повышении температуры на каждые 15 °С плотность уменьшается приблизительно на 0,01 г/см3, а при понижении на каждые 15 °С — увеличивается на 0,01 г/см3.

45

30

15

0

-15

-30

-45

+0,02

+0,01

0

-0,01

-0,02

-0,03

-0,04

В аккумуляторных батареях, не бывших в употреблении, из-под пробок удаляют герметизирующие диски или пленки (эти детали обратно в батареи не ставить!), затем заливают электролит до уровня на 10...15 мм выше предохранительной решетки, установленной над сепараторами.

Батареи следует ставить на первый заряд после 1...3-часовой выдержки с электролитом, который приготовляют с учетом его плотности при 25 °С и плотности воды и серной кислоты, равной 1,83 г/см3, при температуре 25 °С:

Плотность электролита при 25 °С, г/см3

1,20

1,22

1,24

1,26

1,28

1,40

Количество воды и серной кислоты
(плотностью 1,83 г/см3) при 25 °С, л

0,859 и 0,200

0,839 и 0,221

0,819 и 0,242

0,800 и 0,263

0,781 и 0,285

0,650 и 0,423

Положительную клемму аккумуляторной батареи присоединяют к положительному полюсу источника постоянного тока, а отрицательную — к отрицательному. Заряд должен быть 6 А. В случае необходимости допускается ускоренный заряд батарей двухступенчатым режимом. При первой ступени заряда ток в 1,5 раза больше, т. е. 9А. Чаряд первой ступени ведут до тех пор, пока напряжение на аккумуляторах не достигнет 2,4 В. При переходе на заряд второй ступени ток надо снизить до 6 А. Батарею можно включить на заряд, если температура электролита в аккумуляторах не выше 30 °С. Заряд ведут до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение — «кипение» во всех аккумуляторах, а напряжение и плотность электролита останутся постоянными в течение 3 ч подряд, что служит признаком конца заряда. Во время заряда надо периодически проверять температуру электролита и следить, чтобы она не поднималась выше 45 °С, а при 45 °С надо уменьшить зарядный ток наполовину или прервать заряд на время, необходимое для снижения температуры до 30 °С.

Продолжительность первого заряда 5...8 ч. Плотность электролита в процессе заряда может несколько повыситься в конце заряда. Если конечная плотность электролита отличается от указанной нормы, следует долить дистиллированную воду, когда плотность выше, или электролит плотностью 1,40 г/см3, когда она ниже нормы. Перед доливом воды или электролита плотностью 1,40 г/см3 часть электролита из аккумулятора отбирают с помощью резиновой груши. Промежуток между доливами воды или электролита должен быть не менее 30...40 мин.

В целях безопасности во время приготовления электролита и заливки батарей необходимо надевать защитные очки, кислотостойкий костюм, резиновые перчатки, резиновые сапоги и фартук из кислотостойкого материала.

При случайном попадании брызг серной кислоты на кожу немедленно до оказания квалифицированной медицинской помощи следует осторожно снять кислоту ватой, промыть пораженные места обильной струей воды и затем 5%-ным раствором кальцинированной соды.