При техническом обслуживании тормозной системы необходимо проверить состояние накладок передних и задних тормозов. Если толщина накладок уменьшилась до 1,5...2 мм для передних и 2 мм для задних тормозов или если в накладках есть дефекты (трещины, сколы и т. д.), тормозные колодки надо заменить.
Для снятия тормозных колодок 6 и 7 (см. рис. 90) необходимо вынуть пальцы 5. Если колодки снимают не для замены, их помечают, чтобы при сборке поставить на свои места. Одновременно следует проверить состояние тормозного диска и убедиться, что он не имеет повреждений или глубоких рисок.
Для установки колодок поршни перемещают как можно глубже внутрь цилиндров. При этом следят, чтобы резиновые защитные уплотнители поршней находились в гнездах и не были повреждены. В случае необходимости уплотнители подлежат замене. При перемещении поршней внутрь цилиндров уровень жидкости в бачке повышается, и чтобы она не перелилась, ее надо своевременно убирать.
На автомобиле ЗАЗ-1102 для замены тормозных колодок переднего тормоза необходимо снять фланец, отвернув шесть болтов крепления фланца ступицы, и диск тормоза из пазов поворотного кулака, затем наружную тормозную колодку, для чего одной рукой слегка надо прижать колодку к ступице (рис. 139), а другой при помощи отвертки переместить колодку вдоль оси кулака по стрелке А. При этом колодка выходит из пазов кулака по стрелке А и с небольшим поворотом по стрелке Б свободно вынимается. Таким же путем вынимается и внутренняя колодка.
Рис. 139. Снятие тормозных колодок переднего тормоза (при снятом диске тормоза) автомобиля ЗАЗ-1102: 1 — ступица, 2 — кожух грязезащитный, 3 — скоба тормоза, 4 — кулак поворотный, 5 — колодка наружная, 6 — колодка внутренняя, 7 — пружина колодок.
Для замены тормозных колодок задних тормозов необходимо снять тормозной барабан. Снятие и установка тормозного барабана значительно облегчаются, если в зазор между ступицей и барабаном нанести автопрепарат «Унисма» с выдержкой после нанесения 10...15 минут. Кроме того, можно использовать технологические резьбовые отверстия.
Заменять колодки нужно только парами. Для замены необходимо снять стяжные пружины. Зазор между колодками и барабаном восстанавливается автоматически. Если на рабочей поверхности барабана образовались глубокие риски или поверхность приобрела чрезмерную овальность, барабаны необходимо расточить или отшлифовать.
При контроле тормозных колодок проверяют и при необходимости заменяют защитные резиновые чехлы. После замены тормозных колодок прокачивать тормозную систему не надо. Тормозную систему необходимо прокачивать при увеличенном свободном ходе педали тормоза и ее «мягкости», свидетельствующей о наличии в тормозной системе воздуха, а также при каждом случае замены деталей, нарушающих гидравлическую герметичность тормозной системы, или при замене тормозной жидкости.