AUTO-KOR.RU
Сайт о техническом обслуживании, ремонте и обеспечении запчастями автомобилей daewoo и chevrolet hyundai
Зарегистрировать домен:
RU-CENTER. Регистрация доменов. Хостинг
  Главная   |   Сервисы   |   Сhevrolet   |   Daewoo   |   Hyundai   |   Карта сайта  

Техническое обслуживание тормозной системы

Тормозная система автомобиля, как одна из основных, влияющих на безопасность движения, должна в полней мере соответствовать ГОСТ 25478—82 «Требования безопасности к техническому состоянию. Методы проверки». Для полностью загруженных легковых автомобилей при усилии на тормозной педали не более 490 Н тормозной путь должен быть не более 16,2 м (14,5 м)* (* - В скобках приведены величины для снаряженной массы, т. е. полностью заправленного автомобиля) с начальной скорости 40 км/ч, а установившееся замедление — 5,2 м/с2 (6,1 м/с2). При этом коэффициент осевой неравномерности тормозных сил должен быть не более 0,09, время срабатывания тормозов — не более 0,6 с.

Стояночная тормозная система должна обеспечивать удержание снаряженного автомобиля на уклоне 23 %, при усилии на рычаге стояночного тормоза не более 392 Н.

Для контроля эффективности действия тормозной системы применяют специальные стенды.

Техническое обслуживание тормозной системы необходимо начинать с контроля уровня тормозной жидкости в бачке (доводя его при необходимости до нормы), а также герметичности и состояния трубопроводов. Исправность сигнализатора уровня проверяют нажатием на толкатель на крышке бачка.

После пяти лет эксплуатации автомобиля рекомендуется тормозную жидкость заменить свежей. Необходимо применять только ту жидкость, которая указана в инструкции по эксплуатации. Смешение или замена типа тормозной жидкости недопустимы.

Затем необходимо проверить состояние накладок передних и задних тормозов. Если толщина накладок уменьшилась до 1,5...2 мм для передних и 2 мм для задних тормозов или если в накладках есть дефекты (трещины, сколы и т. д.), тормозные колодки надо заменить.

На автомобиле ЗАЗ-1102 для замены тормозных колодок переднего тормоза необходимо снять фланец, отвернув шесть болтов крепления фланца ступицы, и диск тормоза из пазов поворотного кулака, затем наружную тормозную колодку, для чего одной рукой слегка надо прижать колодку к ступице (рис. 139), а другой при помощи отвертки переместить колодку вдоль оси кулака по стрелке А.

При контроле тормозных колодок проверяют и при необходимости заменяют защитные резиновые чехлы. После замены тормозных колодок прокачивать тормозную систему не надо. Тормозную систему необходимо прокачивать при увеличенном свободном ходе педали тормоза и ее «мягкости», свидетельствующей о наличии в тормозной системе воздуха, а также при каждом случае замены деталей, нарушающих гидравлическую герметичность тормозной системы, или при замене тормозной жидкости.

Прокачка тормозной системы автомобиля ВАЗ-2108 выполняется при неработающем двигателе и не вывешенной задней части автомобиля (для исключения влияния регулятора давления). Воздух из системы удаляется прокачиванием сначала цилиндров тормозных механизмов контура А (рис. 140), а затем контура В, начиная с цилиндров задних тормозов.Свободный ход педали тормоза при исправной тормозной системе и неработающем двигателе должен составлять 3...5 мм. На автомобиле ВАЗ-2108 его регулируют перемещением выключателя 7 стоп-сигнала (рис. 141) вместе с буфером 5 при предварительно отвернутой гайке 6. По окончании регулировки гайку 6 затягивают.

Рис. 141. Главный тормозной цилиндр с вакуумным усилителем автомобиля ВАЗ-2108: 1 — главный цилиндр гидросистемы тормозов, 2 — вакуумный усилитель, 3 — толкатель, 4 — педаль тормоза, 5 — буфер выключателя стоп-сигнала, 6 — гайка упорного винта, 7 — выключатель стоп-сигнала, 8 — оттяжная пружина педали.

Для проверки работоспособности вакуумного усилителя автомобиля необходимо нажать пять-шесть раз на педаль тормоза при неработающем двигателе, чтобы создать в полостях по обе стороны от диафрагмы одинаковое давление, близкое к атмосферному. Остановив педаль тормоза в нажатом положении, опускают двигатель. При исправном вакуумном усилителе педаль тормоза после пуска двигателя должна «уйти» вперед. Если педаль не «уходит» вперед, необходимо проверить герметичность соединений шланга к выпускной трубе и к усилителю, так как ослабление крепления вызывает подсос воздуха и резко снижает эффективность работы усилителя.

Если при интенсивном торможении на сухом твердом покрытии задние колеса блокируются раньше передних или немного позже, необходимо проверить и отрегулировать регулятор давления. Для этого надо (на автомобилях ГАЗ-3102 «Волга» и «Москвич-2140», см. рис. 91) отсоединить от кронштейна на заднем мосту нижний конец стойки упругого элемента 9, а в отверстие кронштейна вставить болт шаблона; отвернуть на несколько оборотов контргайку, вращать регулировочный болт до совмещения оси стойки с отверстием в шаблоне; удерживая регулировочный болт от проворачивания, затянуть контргайку, снять регулировочный шаблон и закрепить нижний конец стойки на кронштейне заднего моста.

Для проверки работоспособности регулятора давления на автомобиле ВАЗ-2108 (рис. 142) надо поставить автомобиль на подъемник или смотровую яму, очистить регулятор от грязи и убедиться, что регулятор и детали его привода не имеют повреждений, отсутствует подтекание тормозной жидкости, заглушка 15 утоплена в отверстии корпуса регулятора на 1...2 мм, отсутствует люфт в соединении серьги 12 с упругим рычагом 7 и пальцем кронштейна 11; нажать на педаль тормоза — поршень 2 должен выдвинуться из корпуса 1 на 1,6...2,4 мм, сжимая пластинчатую пружину 5.

Рис. 142. Регулятор давления автомобиля ВАЗ-2108: 1 — корпус регулятора, 2 — поршень, 3 — кронштейн рычага привода регулятора, 4 — рычаг привода регулятора, 5 — пластинчатая пружина, 6 — ось рычага привода регулятора, 7 — упругий рычаг привода регулятора, 8 — фиксатор упругого рычага, 9 — болт крепления регулятора, 10 — кронштейн регулятора давления, 11 — кронштейн привода регулятора, 12 — серьга, 13 — скоба серьги, 14 — болт крепления регулятора, 15 — заглушка.

Несоответствие перечисленным требованиям, отсутствие хода поршня, а также его недостаточный или чрезмерный ход свидетельствуют о неисправности регулятора или его привода.

Проверка работоспособности стояночного тормоза автомобиля заключается в обеспечении удержания автомобиля на уклоне 23 % при перемещении рычага на 4...5 зубцов сектора. Если требуется большее перемещение рычага или если автомобиль не затормаживается, необходимо отрегулировать стояночный тормоз, отпустив контргайку, и, вращая регулировочную гайку, натянуть трос, затянуть контргайку и проверить, остается ли автомобиль в заторможенном состоянии при перемещении рычага на 4...5 зубцов.

В случае невозможности отрегулировать стояночный тормоз натяжением троса надо с помощью эксцентриков (на автомобилях ГАЗ-3102 «Волга») подвести тормозные колодки к барабану, а при значительном износе накладок колодок (на автомобилях «Москвич») перевернуть распорную планку на 180° в горизонтальной плоскости.