AUTO-KOR.RU
Сайт о техническом обслуживании, ремонте и обеспечении запчастями автомобилей daewoo и chevrolet hyundai
Зарегистрировать домен:
RU-CENTER. Регистрация доменов. Хостинг
  Главная   |   Сервисы   |   Сhevrolet   |   Daewoo   |   Hyundai   |   Карта сайта  

Тормозная система автомобиля

Назначение тормозной системы — замедление скорости движения до полной остановки автомобиля с необходимой эффективностью.

Управление рабочей тормозной системой осуществляется гидравлическим приводом (рис. 84).

Рис. 84. Принципиальная схема тормозного управления: 1 — правый передний тормоз, 2 — гибкий шланг больших цилиндров переднего тормоза, 3 — гибкий шланг малых цилиндров переднего тормоза, 4 — промежуточный кронштейн крепления гибких шлангов, 5 — кронштейн крепления гибких шлангов, 6 — главный цилиндр тормоза, 7 — вакуумный усилитель, 8 — педаль тормоза, 9 — выключатель сигнала торможения, 10 — выключитель контрольной лампы стояночной тормозной системы, 11 — механизм ручного привода стояночной тормозной системы, 12 — втулка переднего троса, 13 — передний трос, 14 — уравнитель, 15 — пружина, 16 — кронштейн крепления наконечников заднего троса, 17 — задний трос, 18 — промежуточная подвеска заднего троса, 19 — втулка, 20 — правый задний тормоз, 21 — гибкий шланг заднего тормоза, 22 — лампа сигнала торможения, 23 — тройник, 24 — регулятор давления задних тормозных механизмов, 25 — контрольная лампа, 26 — выключатель лампы сигнального устройства, 27 — сигнальное устройство, 28 — левый передний тормоз.

Чтобы повысить безопасность движения и исключить возможность одновременного выхода из строя всех колес, у современных моделей автомобилей применяют раздельный привод тормозов передних и задних колес или дублирующий привод на одну пару колес.

Тормозная система с гидравлическим приводом действует следующим образом. Усилие, приложенное к педали, передается через шток поршню главного тормозного цилиндра. Вследствие перемещения поршня повышается давление в главном цилиндре до 8...9 МПа. Вытесняемая жидкость поступает по трубопроводам к колесным тормозным цилиндрам и действует на находящиеся в них поршни. Поршни, перемещаясь, прижимают колодки к тормозным барабанам, осуществляя торможение колес.

Колесные тормоза с учетом массы автомобиля, приходящейся на переднюю и заднюю оси, для обеспечения эффективного устойчивого торможения выполняют двух типов: барабанные и дисковые.

Тормоза задних колес всех моделей легковых отечественных автомобилей — барабанного типа с одним рабочим цилиндром (рис. 87). В колесном цилиндре 11 находятся два поршня 8 с уплотнительными резиновыми манжетами круглого сечения, установленными в его канавке, и с разрезными пружинными упорными кольцами 9, обеспечивающими автоматическую регулировку зазора между колодками и барабанами задних колес.

Тормоза передних колес легковых автомобилей — дискового типа. Такие тормоза подразделяются на механизмы с фиксированной скобой или со скобой плавающего типа. В механизмах с фиксированной скобой (рис. 88, а) скоба жестко крепится к поворотной цапфе, а усилие прижатия создают гидроцилиндры, расположенные по обе стороны тормозного диска. Достоинство подобного механизма — высокая жесткость, однако он весьма чувствителен к перегреву.

Для автоматической корректировки давления тормозной жидкости в системе задних тормозов в зависимости от нагрузки на автомобиль применяют регулятор давления (рис. 91). Регулятор состоит из корпуса, в котором установлена гильза 7 поршня. В углубление на гильзе вставлен шарик 10, удерживаемый прижимной пружиной 9. В гильзе перемещается поршень 14, на конце которого крепится управляющий конус 8. Возвратная пружина 12 удерживает поршень в исходном положении при неработающем регуляторе. В корпусе регулятора ввернута втулка 13. На конце втулки и поршня регулятора установлен защитный резиновый чехол 15.

Рис. 91. Регулятор давления: 1 — регулятор, 2 — кронштейны регулятора, 3 — нажимной рычаг, 4 — ось нажимного рычага, 5 — штифт, 6 — фиксирующий болт, 7 — гильза поршня, 8 — управляющии конус, 9 — прижимная пружина, 10 — шарик, 11 — упорная скоба, 12 — возвратная пружина, 13 — втулка, 14 — поршень, 15 — защитный чехол, 16 — упругий элемент, 17 — регулировочный болт, 18 — контргайка.

В полость I регулятора поступает жидкость от главного тормозного цилиндра, из полости II выходит жидкость для приведения в действие колесных цилиндров задних тормозных механизмов. Давление жидкости до вступления в действие регулятора одинаково в обеих полостях и в любой точке гидропривода, так как шарик 10 поднят управляющим конусом 8, обеспечивая свободное прохождение тормозной жидкости из полости I в полость II.

При торможении увеличивается расстояние между кузовом и задним мостом, уменьшается нагрузка на задние колеса и соответственно уменьшается сила, действующая со стороны упругого элемента 16 на поршень 14 регулятора. Упругий элемент 16 расположен между нажимным рычагом 3 и осью нажимного рычага 4 посредством фиксирующего болта 6 и штифта 5. Длинный конец упругого элемента шарнирно закреплен в стойке резиновой втулки. Нижний конец стойки такой же резиновой втулкой шарнирно крепится к кронштейну на кожухе полуоси заднего моста автомобиля.

Когда сила от давления тормозной жидкости на головку поршня превысит сумму сил от упругого элемента и давления жидкости на меньшую площадь поршня, последний передвинется влево (по рисунку), а управляющий конус 8 освободит шарик 10, который под действием прижимной пружины 9 перекроет доступ жидкости из полости I в полость II. С этого момента давление в полости I выше давления в полости II, обслуживающей задние тормозные механизмы. После снятия усилия с педали тормоза поршень регулятора возвратится в исходное положение, а управляющий конус, приподняв шарик 10, откроет доступ жидкости из полости I в полость II.

Для контроля гидравлической тормозной системы на автомобилях устанавливаются различные сигнализаторы, показывающие падение давления в одном контуре тормозной системы или критическое снижение уровня тормозной жидкости. Сигнализатор, примененный на автомобилях «Москвич» и ГАЗ-3102 (рис. 92), состоит из корпуса 5, поршней 1 и 2 с уплотнительными резиновыми кольцами, шарика 4 и выключателя 3 контрольной лампы. В случае выхода из строя одного из контуров раздельного привода под действием разности давления при первом же нажатии на педаль тормоза поршни 1 и 2 перемещаются в сторону меньшего давления, шарик 4 выходит из канавки, и контакты выключателя 5 замыкаются. На щитке приборов при этом загорается красная контрольная лампочка.

Рис. 92. Сигнализатор: 1, 2 — короткий и длинный поршни, 3 — выключатель контрольной лампы, 4 — шарик, 5 — корпус.

Для удержания автомобиля неподвижным относительно дороги используется стояночная тормозная система. Она имеет механический привод и действует на тормозные колодки задних колес. Рычаг механизма ручного привода тормоза 13 (см. рис. 84) помещен внутри салона и посредством переднего троса 22 соединен с промежуточным рычагом 8. От промежуточного рычага через уравнитель 10 осуществляется связь через трос 11 с разжимными рычагами, воздействующими на тормозные колодки задних колес.